С момента выхода GeForce GTX 680 NVIDIA представляет новые карты на базе архитектуры Kepler чуть ли не каждый месяц. И вот, не успели мы протестировать GTX 650, предшествующую новинку, как подоспело еще одно пополнение — GTX 650 Ti.
Если судить по наименованию, GTX 650 Ti формально позиционируется как более мощная версия «простого» GTX 650. Но эта картина несколько расползается с реальным положением дел. Ведь GTX 650, на самом деле, является близким родственником GT 640, потому что обе карты построены на базе самого младшего GPU в линейке Kepler — GK107. Его же, кстати, употребляют для производства ноутбучных видеоплат GT 650M. Различаются GT 640 и GTX 650 типом микросхем видеопамяти: GDDR3 у первого и GDDR5 у второго. Как видно из наших тестов GT 640, устаревшая память очень нагружает чип GK107, но по спецификациям графический микропроцессор смотрится полностью для себя массивно для собственной категории. Так что у GTX 650 все есть шансы стать достойным конкурентом для Radeon HD 7750, что мы и проверим, когда семпл, в конце концов, доберется до нашей испытательной лаборатории. А пока вернемся к 650 Ti.
Референсная карта GTX 650 Ti на вид похожа на GTX 650, в чем мы еще раз убедимся, когда доберемся до самой железяки, но графический микропроцессор роднит ее с GTX 660. После нее GTX 650 Ti стала 2-ой моделью, в какой употребляется GPU GK106. В целом было бы удивительно ждать, что NVIDIA удовлетворится, выпустив на базе GK106 единственную карту. При производстве всех более-менее сложных GPU всегда выходит определенный процент кристаллов с отчасти работоспособными вычислительными блоками либо просто более низким резервом по тактовой частоте, которые грех не пустить на графический адаптер классом ниже, отключив дефектные участки. Вот и GTX 650 Ti оснащается урезанными таким макаром чипами.
Микропроцессор GK106 увлекателен собственной смешной асимметричной архитектурой. В семействе Kepler NVIDIA сочитает массив ядер CUDA и текстурные модули в блоки под заглавием потоковые мультипроцессоры (SMX), а два SMX вкупе с геометрическим блоком Raster Engine составляют более крупную единицу — Graphics Processing Cluster. Тщательно об устройстве и механизме работы этих блоков написано в нашем обзоре GeForce GTX 680. Итак вот, GK106 состоит из 3-х GPC, из которых два, как и положено, содержат по два SMX, а 3-ий — только один.
В чипах GK106, идущих на создание GeForce GTX 650 Ti, отключается один из 5 SMX зависимо от того, на какой участок схемы пришелся недостаток. Как следует, может быть два варианта «обрезки» вычислительных блоков. Если дефектный SMX размещен в «маленьком» GPC, то этот GPC стопроцентно выпадает. В другом случае отключается SMX в одном из огромных GPC. На теоретическом уровне последний вариант обеспечивает более высшую геометрическую производительность за счет 1-го «бесплатного» блока Raster Engine. На практике же не стоит гласить про какую-либо лотерею, ибо результирующая производительность GTX 650 Ti все равно будет упираться в филлрейт. На данный момент станет понятно, почему.
Прирастить
Три GPC
Прирастить
Два GPC
Четыре SMX дают нам 768 ядер CUDA и 64 текстурных модуля: в два раза больше, чем у GTX 650. При всем этом в GTX 650 Ti у GK106 отключен один контроллер памяти, связанный с ним кусок кеша L2 и несколько ROP. В итоге выходит такая же конфигурация back-end, как и у GTX 650: 16 ROP плюс 128-битная шина памяти.
Сходство с GTX 650 увеличивает и стандартный объем видеопамяти в референсной версии: 1024 Мбайт. Сейчас это уже является очевидным признаком экономных моделей. Наименьшим объемом памяти, который страхует от резкой утраты производительности в томных графических режимах, можно именовать 1,5 Гбайт. В более скупых до памяти бенчмарках (к примеру, Metro 2033) при разрешении 2560х1440 с антиалиасингом приметно, что, к примеру, GeForce GTX 580, у которого и есть на борту 1,5 Гбайт, еще проскакивает через узенькие воротца без критичного падения FPS, а вот GTX 570 с его 1,28 Гбайт уже указывает слайд-шоу. Другими словами зависимо от объема памяти даже при более-менее резвом GPU может проходить резкая граница меж «играть можно» и «играть нельзя». Окажется ли GTX 650 Ti в таковой ситуации, когда GPU еще тянет, но производительность упирается в объем памяти, мы проверим в бенчмарках.
GTX 650 Ti отступил от GTX 660 и в тактовых частотах. Микропроцессор работает на частоте 925 МГц, и это фиксированное значение. Разработка GPU Boost тут не применяется, но зато есть возможность, что разгон карты даст осязаемый прирост FPS. Более массивные модели Kepler за счет GPU Boost в значимой мере выбирают припас частоты и в штатном режиме. Даже при суровом разгоне эффект тотчас бывает маленький, из-за чего поднялись дискуссии о «кукурузных мегагерцах». Тактовая частота памяти у GTX 650 Ti также ниже, чем стандартные для всех старших карт 6008 МГц.
По энергопотреблению (TDP 110 Вт) GTX 650 Ti оказался не настолько легковесной картой, как GT 640 и GTX 650 (64—65 Вт). Radeon HD 7770 также приметно более экономичен (80 Вт), но HD 7850 уже прожорливее (130 Вт).
Главные составляющие | |||||||
GPU | GK107 | GK107 | GK106 | GK106 | GK104 | GK104 | GK104 |
Число транзисторов, млн | 1300 | 1300 | 2 540 | 2 540 | 3 540 | 3 540 | 3 540 |
Техпроцесс, нм | 28 | 28 | 28 | 28 | 28 | 28 | 28 |
Тактовая частота GPU, МГц: Base Clock / Boost Clock | 900/НД | 1058/НД | 925/НД | 980/1033 | 915/980 | 915/980 | 1006/1058 |
Потоковые микропроцессоры | 384 | 384 | 768 | 960 | 1344 | 1344 | 1536 |
Текстурные блоки | 32 | 32 | 64 | 80 | 112 | 112 | 128 |
ROPs | 16 | 16 | 16 | 24 | 24 | 32 | 32 |
Видеопамять: тип, объем, Мбайт | GDDR3, 2048 | GDDR5, 1024/2048 | GDDR5, 1024 | GDDR5, 2048 | GDDR5, 2048 | GDDR5, 2048 | GDDR5, 2048 |
Тактовая частота памяти: настоящая (действенная), МГц | 891 (1782) | 1250 (5000) | 1350 (5400) | 1502 (6008) | 1502 (6008) | 1502 (6008) | 1502 (6008) |
Ширина шины памяти, бит | 128 | 128 | 128 | 192 | 192 | 256 | 256 |
Интерфейс | PCI-Express 3.0 x16 | PCI-Express 3.0 x16 | PCI-Express 3.0 x16 | PCI-Express 3.0 x16 | PCI-Express 3.0 x16 | PCI-Express 3.0 x16 | PCI-Express 3.0 x16 |
Вывод изображения | |||||||
Интерфейсы | 1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x Mini HDMI 1.4a |
1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x Mini HDMI 1.4a |
1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x Mini HDMI 1.4a |
1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x HDMI 1.4a, 1 x DisplayPort 1.2 |
1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x HDMI 1.4a, 1 x DisplayPort 1.2 |
1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x HDMI 1.4a, 1 x DisplayPort 1.2 |
1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x HDMI 1.4a, 1 x DisplayPort 1.2 |
Макс. разрешение | VGA: 2048×1536, DVI: 2560×1600, HDMI: 4096х2160 | VGA: 2048×1536, DVI: 2560×1600, HDMI: 4096х2160 | VGA: 2048×1536, DVI: 2560×1600, HDMI: 4096х2160 | VGA: 2048×1536, DVI: 2560×1600, HDMI: 4096х2160, DP: 4096х3112 | VGA: 2048×1536, DVI: 2560×1600, HDMI: 4096х2160, DP: 4096х3112 | VGA: 2048×1536, DVI: 2560×1600, HDMI: 4096х2160, DP: 4096х3112 | VGA: 2048×1536, DVI: 2560×1600, HDMI: 4096х2160, DP: 4096х3112 |
Макс. потребляемая мощность, Вт | 65 | 64 | 110 | 140 | 150 | 170 | 195 |
Средняя розничная стоимость, руб. | Средняя стоимость по данным Маркет.3DNews: 3000 руб. (Отыскать все предложения) |
Нет данных | Нет данных | Средняя стоимость по данным Маркет.3DNews: 9700 руб. (Отыскать все предложения) |
Средняя стоимость по данным Маркет.3DNews: 10300 руб. (Отыскать все предложения) |
Средняя стоимость по данным Маркет.3DNews: 13400 руб. (Отыскать все предложения) |
Средняя стоимость по данным Маркет.3DNews: 17200 руб. (Отыскать все предложения) |
Новинка не обделена всеми функциями, присущими линейке Kepler, включая режим антиалиасинга TXAA и опцию Adaptive V-Sync, которые на данный момент настолько интенсивно популяризирует NVIDIA. Тщательно о их мы писали в обзоре GeForce GTX 660.
GTX 650 Ti позиционируется как карта для прижимистых игроков в компьютерные игры, которые доныне игрались в разрешениях 1280х1024 и 1680х1050. На данный момент им представилась возможность перейти на 1920×1080 за маленькие средства. Рекомендованная глобальная розничная стоимость на GTX 650 Ti такая же, какая в свое время была назначена на GTX 550 Ti, — $149. В Рф эта сумма трансформируется в 4 999 руб.
Приятно созидать, что GTX 650 Ti от партнеров NVIDIA уже появились в столичных интернет-магазинах, и как раз по стоимости, близкой к рекомендованной. Что еще можно приобрести за сравнимые средства? Посреди карт прошедшего поколения приблизительно столько же в среднем стоит Radeon HD 6850 и чуток меньше — GeForce GTX 560.
Более любопытно, как новинка соотносится с современным модельным рядом AMD. В линейке Radeon HD 7000 есть значимый зазор меж HD 7770 и HD 7850 — как по стоимости, так и по производительности, и GeForce GTX 650 Ti попадает аккурат в середину. Если HD 7770 можно приобрести за сумму от 3 500 руб., то цены на HD 7850 начинаются уже с 6 000 руб.
Примечание: есть разновидности HD 7850 с 1 Гбайт памяти, которые стоят приблизительно на 500 руб. меньше, чем полновесные варианты с 2 Гбайт. Мы не взяли такую карту в набор конкурентов для GTX 650 Ti по той причине, что у нас нет официального свидетельства, чтоб считать ее референсной моделью, а не личной инициативой отдельных производителей. На веб-сайте AMD, например, в свойствах HD 7850 обозначено 2 Гбайт памяти, и никак по другому. Но после тестов мы еще вернемся к данной теме.
Конструкция
После партнерских розничных вариантов, на примере которых мы тестировали GeForce GTX 660 и GTX 660 Ti, вновь берем в руки референсный семпл от NVIDIA. Как обычно бывает с экономными моделями, референсные карты не рассылаются партнерам, и в рознице GTX 650 Ti будет смотреться по-другому. По фотографиям уже анонсированных моделей от нескольких производителей видно, что никого не прельщает штатная конструкция кулера, а вот дизайн печатной платы, вероятнее всего, почти всегда будет совпадать со стандартным.
По габаритам плата такая же, что и у GT 640, но, очевидно с более сложной разводкой и разъемом дополнительного питания.
Прирастить
NVIDIA избрала дизайн с однослотовой крепежной рамкой, потому что на плате на разведен видеовыход DisplayPort. Но высота кулера все-же не позволяет карте остаться в габаритах 1-го слота.
Прирастить
Радиатор референсной системы остывания припоминает низкопрофильные кулеры, которыми сегодня оснащаются многие микропроцессоры Intel. В целом карточка смотрится просто и робко. Один из соперников, Radeon HD 7770, даже при значительно более низком TDP в референсном варианте имеет двухслотовую рамку и большой кулер закрытого типа.
Прирастить
Плата
Невзирая на то, что память в GTX 650 Ti работает на пониженной частоте, на плате мы лицезреем те же микросхемы Hynix H5GQ2H24AFR-R0C со штатной действенной частотой 6 ГГц, что и на старших картах Kepler. На лицевой стороне PCB всего четыре чипа, а на обратной поверхности пустуют еще четыре контактные площадки. Этим наверное воспользуются некие OEM-производители, чтоб сделать GTX 650 Ti с двойным объемом «мозгов» без необходимости выдумывать плату необычного дизайна.
Система питания минималистична: два фазы для GPU и одна — для памяти. VDDC (напряжение на микропроцессоре) контролируется чипом uPI Semiconductor uP1728P.
Прирастить
Прирастить